в начало

В Питере каждый день проходит около 25 концертов, и именно здесь 28 июля в небольшом клубе недалеко от площади Восстания состоялось первое публичное выступление певицы по имени КейСи.

Темный зал, ошеломленно притихшие столики. Стул, гитара, микрофон и хрупкая 25-летняя девушка. Загорелая, в стильных солнцезащитных очках. В черной одежде, под одиноким лучом черной настольной лампы. Лаконично и безгранично. Хрустальная глубина и красота сильного чистого голоса, по-осеннему дождливый шепот струн, разрываемый неожиданными раскатами грома. Оседающие в памяти мелодии. Зарифмованы юность, звонки, перелеты. «Я из города в город - утоляя свой голод - как ночная торпеда - я перелетаю». Она прилетела, и она «В Питере этой осенью». Настоящая.

- КейСи, почему КейСи? Странное имя для России, хотя, внешность у тебя тоже не совсем русская…

- Внешность у меня многонационально-интернациональная, как и все в нашей огромной стране, и вполне меня устраивает (смеется). Я татарка, если это кого-то интересует. Родилась в Нефтеюганске, училась в Уфе, живу в Питере. А КейСи – это инициалы KC от Kurt Cobain. Лет в 17 я очень много слушала группу «Nirvana», ну и все в этом духе. Была привычка подписываться этими двумя буквами, и как-то постепенно все вокруг стали называть меня именно так. Прозвища имеют свойство приклеиваться к человеку, и даже определять его судьбу. До поступления в университет я была северянкой по имени Оксана Аюпова, а после первого курса универа превратилась в КейСи. Изменения произошли не только в имени, но и вообще во мне. Я купила гитару и начала писать песни…

- Ты начала заниматься музыкой в 17 лет?

- Не совсем. Я всегда что-то писала – какие-то стихи, дневники, непонятные рифмы, у меня был маленький синтезатор, я что-то на нем смешное записывала. Как-то нашла старинную запись, сохранившуюся чудом. Какие-то мантры в духе «Хочешь есть – ешь, хочешь пить - пей», и все это под пиликание клавиш, детским тонким голоском. Хохотали с друзьями, слушая. А лет в 17-18 я купила гитару. Вполне осознанно. Потому что появилась потребность каким-то образом озвучивать мелодии, возникающие в голове. Подыгрывать пению…
Типичный выбор для подростка, слушающего рок – это гитара. Я жила в студенческом общежитии, все стены моей спальни были увешаны постерами с изображением Курта Кобейна. Я была вся такая грозная, крутая нигилистка в черной одежде, с черными волосами, вся в заклепках и черных очках. Жуть, в общем, и сплошная депрессия. Комендантша общаги так и говорила, завидев меня с друзьями: «О, металлисты наши идут». Накопила денег и пошла в музыкальный магазин. Вообще не разбираясь в инструментах. Купила какую-то табуретку со струнами, она и стала моей первой Гитарой. Через полгода научилась держать ее в руках. Первую песню записала на кассетный магнитофон, сидя в ванне на стуле в гостях у подруги – там акустика была лучше.

- Когда ты поняла, что это серьезно?

- Я всегда это подсознательно знала. Естественно, сомневалась, естественно, выслушивала обвинения в дуракавалянии со стороны родителей, недоверие и насмешки приятелей… Опять же, думаю, все это традиционно – когда человек начинает чем-то выделяться из своего окружения, его пытаются стукнуть по башке и заставить сесть обратно, быть как все и не выпендриваться. Но если это есть – от этого никуда не денешься. Я пыталась забыть, забить, бороться с этим, но поняла, что бесполезно. Стулья – для того, чтобы на них сидеть. А я здесь – чтобы петь. За несколько лет я окончательно в этом убедилась. Я хочу это, я могу это, и я буду. Петь.

- Ты настроена решительно…

- У меня просто нет выбора. Я хочу быть счастливой. Я хочу жить, делая музыку. Кто-то любит выращивать цветы, кто-то качать мышцы, кто-то – гонять на крутой тачке по трассе. Я хочу делать музыку и петь на сцене. Моя ежедневная реальность – это гитара и компьютер. Моя мечта – делать свою музыку на профессиональной студии, сотрудничать с профессиональными музыкантами. Мне 25, и я не подросток, чтобы полагать, что это просто глупое развлечение. Я вполне четко осознаю, что это будет весьма непросто, но мне это нужно. Чтобы быть тем, кто я есть.

- Согласна. Важно вовремя понять, чего тебе хочется от жизни. Твои рыбы на афише концерта и на флаерах – это что?

- Я по гороскопу - Рыбы. Не скажу, что я живу по гороскопам, но в этом определенно что-то есть, какой-то смысл. Люблю плыть против течения или залегать на дно, люблю воду. Кстати, поэтому мне нравится в Питере. Здесь много воды. И залив рядом. Две переплетающиеся рыбки, стилизованные под знак «Инь Янь», черная и белая – это тоже я. Мое мужское и мое женское начало, если вдаряться в философию. Мое светлое и мое темное. Мое сознательное и мое бессознательное. Продолжать?

- М-м-м-м…

- Ладно, не грузись (смеется).

- Это было твое первое выступление?

- В Питере – да. А вообще – нет. Я пела на публике, по-моему, 1-2 раза в каждом городе, где жила. Чаще делать это не видела смысла, все было нечетко и неопределенно, какие-то интуитивные желания – спеть на сцене. Фестивали, праздники…

- Почему у тебя нет группы?

- Еще спроси, почему я не замужем и почему у меня до сих пор нет детей (смеется). Группа – это очень… Это как семья. Семья, состоящая из музыкантов, где все друг друга понимают с полуслова и органично друг друга дополняют в творческом плане, музыкальном. И на сцене. Такие люди не появлялись. Либо появлялись и исчезали, едва заслышав о серьезной работе, а не о развлечении. Найти хороших музыкантов, именно участников группы – это долгий процесс. И очень болезненный в какой-то степени – впускать постороннего человека в свои песни, позволять ему копаться в них, что-то с ними делать. Есть близкие люди, с которыми я как рыба в воде, но они не музыканты. Музыкантов ищу – тех, которым можно доверять в музыкальном плане, тех, с кем захочется совместного творчества. А просто приглашенные для записи – были, конечно. Пришли-ушли, и имя их забылось. Как случайная связь.

- Кстати, о записях. Многие после концерта спрашивали, где их можно услышать?

- Широкой публике – пока нигде. Официальных альбомов нет. Есть много черновиков, записанных дома на компьютере, некоторые даже с подобием аранжировок, есть записи, сделанные в профессиональной студии – один мой друг в Уфе сделал мне такой подарок на Новый год – организовал запись в известной уфимской студии. Год или два назад. Я просто пришла, села и спела. Без дублей. Так что услышать диск пока можно только при непосредственном контакте со мной – попросив его у меня. Но я не хочу сейчас распространять свои записи. В том виде, в каком они есть. Это черновики, хорошо записанные, но без аранжировок. Я не хочу, чтобы у людей сложилось мнение обо мне, как об очередной девушке с гитарой. Это не стихи под гитару. Я планирую сделать нечто большее, чем акустика и просто рок в стиле «гитара-бас-ударные». Более музыкальное. Я не бард.

- Почему тогда ты спела просто под акустику, если не хочешь, чтобы тебя воспринимали как барда? Ведь первое впечатление – самое сильное…

- Этот концерт вообще был довольно авантюрной затеей. Есть много друзей, для которых я пою. Под настроение, в разных компаниях. На разных кухнях. Ну, классика жанра – Питер, кухня, табурет, гитара. Избито даже, наверное. В этом городе каждый второй – художник, каждый первый – музыкант… Ну так вот, мы посидели-подумали… Я поняла, что хочу собрать всех, для кого я пела по отдельности, в одну компанию. И спеть для всех сразу. В другом формате – со сцены, в микрофон, чтобы звук из колонок. Это удалось, плюс были незнакомые люди, что особенно приятно.
Все-таки Питер – избалованный город. Здесь избалованная публика. Не такая, как в Москве, но тоже – пресыщенная. Здесь сложно чем-то удивить и привлечь внимание. Порог нервного раздражения у людей очень высок – не достучишься. Барьеры, стены, ревность, конкуренция. Я осознаю это. И я понимаю эту реакцию. Люди устают от избытка информации, сотни имен, тысячи музык. Именно поэтому я благодарна тем, кто пришел на «кота в мешке». Организовать концерт в городе, где тебя никто не знает – авантюра. Прийти на незнакомое имя – тоже авантюра.

- Люди не были разочарованы…

- Да, самый приятный комплимент, который я услышала после концерта – это «Спасибо за вечер, мы пришли не зря».

- Волновалась?

- Конечно. Это же Питер. Столица русского рока – «Сплин», «Tequilajazzz», Б.Г., Шевчук, «Ночные Снайперы», да вообще все. Культурная столица, если уж на то пошло. Эти улицы, эти дома и мосты – живая легенда, живая история. Меня впечатляет. И вдохновляет.

- Не пугает?

- Нет. Вдохновляет.

- Что будешь делать дальше?

- Жить и развиваться, я полагаю. Как человек и как музыкант. Если конкретнее – искать музыкантов, записывать музыку, выступать. Мне нравится это делать.

(с) Текст и фотографии. Август, 2005, Санкт-Петербург.

Hosted by uCoz